Глоссарий Вопросы и ответы Карта сайта Связь с нами Главная страница
English versoin рус. / eng.

Пресс-центр

Пресс-служба ЗАО «Атомстройэкспорт» – дипломант премии «Серебряный Лучник»

В 2008 году пресс-служба ЗАО «Атомстройэкспорт» награждена Дипломом Национальной премии в области развития связей с общественностью «Серебряный Лучник» в номинации «Лучший проект» за проект «PR-сопровождение сооружения Тяньваньской АЭС».

Национальная премия в области развития связей с общественностью «Серебряный Лучник» учреждена 25 июня 1997 году Российской ассоциацией по связям с общественностью, Торгово-промышленной палатой РФ и Союзом журналистов РФ.  Премия «Серебряный Лучник» признана самой престижной премией в области развития общественных связей в России.

Пресс-центр / Публикации

ПРОЕКТ 213 В ФИНЛЯНДИИ

К 30-летию пуска АЭС «Ловииза»

АЭС «Ловииза». Ее название стало синонимом безопасной и надежной атомной энергетики, и это признается во всем мире. Сегодня мы беседуем с участником строительства АЭС «Ловииза», начальником Коммерческого управления ЗАО «Атомстройэкспорт» Олегом Ивановичем Мелькиным.

- В основе любой системы, обеспечивающей надежную безопасность в атомной энергетике, лежат технические решения – новые или усовершенствованные. Какие технические новшества применялись российскими строителями при сооружении АЭС «Ловииза»?

– С учетом тендерных требований финской стороны был разработан проект реакторной установки – проект 213. Большинство его особенностей касалось повышенной безопасности АЭС. Главным новшеством стал герметичный контайнмент с ледовым конденсатором. До этого, в отличие от зарубежных АЭС, он не использовался в российских проектах. Такой контайнмент защищает от распространения радиации в случае гипотетической запроектной аварии. Также впервые на ВВЭР-440 внедрен постоянный мониторинг состояния корпуса реактора по программе образцов-свидетелей. Сам же корпус изнутри был покрыт антикоррозионной наплавкой из нержавеющей стали толщиной 9 мм, значительно увеличившей срок его эксплуатации. И еще одно новшество – новая по тем временам передовая система контроля и управления реактора.

Все это способствовало тому, что атомная станция получилась надежной и безопасной. Не следует забывать и о другом: финские атомщики в дальнейшем, учитывая постоянно возраставшие требования к безопасности АЭС, обращали пристальное внимание на совершенствование систем безопасности станции и постоянно их модернизировали.

На мой взгляд, финские специалисты многому научились у нас. Они очень внимательно относились к нашему опыту, изучали его. Впрочем, процесс этот был взаимным. Мы, например, через общение с финскими коллегами, лучше понимали требования мирового рынка. Опыт сооружения и эксплуатации АЭС «Ловииза» в дальнейшем пригодился нам как при разработке новых проектов ВВЭР, так и при их реализации.

– А каковы были требования Заказчика к качеству работ при строительстве АЭС «Ловииза»?

– Требования были жесточайшие. За качеством поставляемого оборудования и выполняемых работ осуществлялся постоянный контроль. Необходимо отметить, что Заказчик на качестве не экономил. По моим оценкам, затраты на обеспечение  качества составили не менее 10% общей стоимости строительства АЭС «Ловииза».

– Если все суммировать, то чем можно объяснить высокую надежность этой атомной станции? Удачный проект, строгое соблюдение режима эксплуатации АЭС или сочетанием того и другого?

 

– Проект станции действительно хороший, надежный и безопасный. АЭС «Ловииза» теперь перешагивает 30 летний рубеж. Некоторое время назад на 1 блоке «Ловиизы» был выполнен термический отжиг корпуса реактора, эксплуатационный ресурс которого является определяющим для срока службы энергоблока. Технология отжига была разработана российскими предприятиями. В результате срок службы 1 блока АЭС повысился на много лет. Конкретно срок окончания эксплуатации АЭС определяют финские надзорные органы.

– Были ли использованы технические новшества АЭС «Ловииза» при сооружение других атомных станций?

– По проекту 213 в дальнейшем были построены энергоблоки как в нашей стране, так и за рубежом – в Венгрии, Чехии, Словакии, бывшей ГДР. Во всех странах, за исключением последней, все блоки данного проекта находятся в эксплуатации, и планируется продление их ресурса за проектный 30 летний срок. Энергоблоки оснащены системами безопасности, которые впервые реализованы на АЭС «Ловииза». Эти АЭС, построенные в 70-80-х годах прошлого века, и сейчас отвечают всем международным требованиям по безопасности и надежности. Я должен сказать, что строительство АЭС в Финляндии имело для нас далеко идущие последствия. Впервые на Западе была построена АЭС по российской технологии. Ее успешная работа во многом определила наше продвижение на мировом рынке в последующие десятилетия. Авторитет советских проектов АЭС на рынке строительства атомных станций был очень высок. В западной прессе ВО «Атомэнергоэкспорт», которому было поручено реализовывать наши проекты за рубежом, называли восточным Вестигаузом – Ostenhouse.

– Были ли какие-то факторы, с которыми впервые столкнулись наши энергостроители при сооружении атомной станции?

– Да, был один такой момент. При строительстве второго энергоблока были обнаружены мелкие дефекты в нержавеющей наплавке на внутренней поверхности корпуса реактора. Из-за этой проблемы произошла задержка в строительстве АЭС. Основная причина состояла в том, что раньше на корпусах ВВЭР-440 наплавка из нержавеющей стали не наносилась. Однако российские специалисты на основании расчетов доказали, что эти трещины не влияют на прочность реактора и в процессе эксплуатации не будут расти. Так и случилось. Никакого развития трещин при дальнейшей эксплуатации не обнаружено. Больше никаких серьезных и крупных проблем у нас не было.

– Как в Финляндии относились к сооружению АЭС «Ловииза» и к тому, что станцию строят российские специалисты?

– Во-первых, благодаря хорошо организованной разъяснительной работе в средствах массовой информации, постоянным встречам и семинарам, проводимым на станции и в г. Ловииза для общественности и населения, сложилось положительное отношение в обществе не только к самому факту сооружения этой АЭС, но и к коллективу наших специалистов, занятых на строительстве. Финны к нам были очень хорошо настроены.

Понимая ответственность за порученное дело, наши специалисты, не считаясь со временем, прилагали максимальные усилия для выполнения поставленных задач. Работали добросовестно и самоотверженно, и было совершенно нормально – если нам нужно что-то срочно сделать на станции по согласованию с финской стороной, мы встречались даже ночью.

Наши специалисты жили недалеко от места строительства в поселке, расположенном примерно в 100 км. от г. Хельсинки. В период пика монтажа оборудования и пуска энергоблоков количество российских специалистов достигало 1000 человек. Сложился большой и слаженный коллектив проектировщиков, конструкторов, монтажников и пуско-наладчиков. До сих пор участники сооружения АЭС с большой теплотой вспоминают время, проведенное на площадке. Тогда это были молодые, полные сил и надежд специалисты. Теперь многие из них заняли ключевые должности в атомной отрасли и продолжают плодотворно трудиться над разработкой новых проектов, их реализацией как у нас в стране, так и за рубежом.

– Как осуществлялось взаимодействие с финской стороной? В чем выражалось сотрудничество с заказчиком?

 

– У нас было довольно глубокое разделение обязательств. Границы поставок были четко очерчены и строго выполнялись. Мы отвечали за поставку всего оборудования АЭС и монтаж первого контура реактора, вспомогательного корпуса, турбины и генератора, а также за выполнение пусконаладочных работ и ввод станции в эксплуатацию. Финская сторона отвечала за строительные работы в целом по АЭС и монтаж вспомогательного оборудования второго контура. Каждую неделю на площадке проводились координационные совещания, на которых принимались совместные решения, разрабатывались планы работ. Это была советско-финская команда специалистов-единомышленников, объединенная общей целью – построить АЭС.

– Оценивая 30-летие безупречной работы финской АЭС «Ловииза», можно ли сегодня сказать, что этот проект является идеальным для атомной энергетики?

– На момент, когда станция была построена, так и было. АЭС «Ловииза» неоднократно признавалась лучшей АЭС года по экономическим и техническим показателям. В тоже время она отвечала всем требованиям по безопасности и надежности. Однако после аварий на американской АЭС «Three Мile Island» и Чернобыльской АЭС ситуация изменилась. В настоящее время системы безопасности должны быть готовы к нейтрализации и так называемых «запроектных» аварий. Этим требованиям отвечают атомные электростанции 3-го поколения, рассчитанные на то, что вероятность крупной аварии на них ниже, чем 1 раз в миллион лет. ЗАО «Атомстройэкспорт» в содружестве с ведущими российскими организациями разработало и реализует в Китае, Индии и Болгарии проекты реакторов ВВЭР-1000 3-го поколения, при создании которых учтен наш положительный опыт, полученный при разработке, строительстве и эксплуатации АЭС «Ловииза».

Подготовил Владимир ФЕСЕНКО, при участии пресс-службы ЗАО «Атомстройэкспорт»

Журнал РЭА, №3 март 2007

АтомСтройЭкспорт ©, 2006. Все права защищены. Контактная информация... Разработка сайта: ArtStyleGroup