Глоссарий Вопросы и ответы Карта сайта Связь с нами Главная страница
English versoin рус. / eng.

Пресс-центр

Пресс-служба ЗАО «Атомстройэкспорт» – дипломант премии «Серебряный Лучник»

В 2008 году пресс-служба ЗАО «Атомстройэкспорт» награждена Дипломом Национальной премии в области развития связей с общественностью «Серебряный Лучник» в номинации «Лучший проект» за проект «PR-сопровождение сооружения Тяньваньской АЭС».

Национальная премия в области развития связей с общественностью «Серебряный Лучник» учреждена 25 июня 1997 году Российской ассоциацией по связям с общественностью, Торгово-промышленной палатой РФ и Союзом журналистов РФ.  Премия «Серебряный Лучник» признана самой престижной премией в области развития общественных связей в России.

Пресс-центр / Публикации

Безопасность «Белене» – на первом месте

В России есть эксперты, которые назвали проект, предлагаемый российскими специалистами для АЭС «Белене», проектом с «избыточной» безопасностью.  А как считают сами проектировщики, выдвигающие вопросы надежности станции на передний план?

На вопросы нашего корреспондента отвечает заместитель генерального директора московского института «Атомэнергопроект» РУБЕН ТОПЧИЯН.

– Господин Топчиян, можете ли вы утверждать, что АЭС «Белене», если она будет построена по российскому проекту, не создаст никакой угрозы для людей и окружающей среды?

– Любое производство несет потенциальную опасность, и АЭС не может быть исключением. Другое дело, на каком уровне спроектирован и эксплуатируется объект. Применительно к АЭС вопросы, связанные с обеспечением безопасности эксплуатации, всегда были и остаются приоритетными, и особенно это видно в период проектирования и эксплуатации АЭС после Чернобыльской аварии.

Во-первых, предлагаемый проект водо-водяного энергетического реактора (ВВЭР) зарекомендовал себя во всем мире как один из наиболее безопасных. Его надежность доказана длительным сроком безаварийной работы реакторов такого типа у нас в стране. 

Во-вторых, для «Белене» планируется применить усовершенствованный вариант ВВЭР-1000, относящийся к серии У-87, с улучшенными характеристиками. Странно слышать, что иногда называют этот проект новым, не опробованным. Он успешно был воплощен на Запорожской АЭС (Украина), Балаковской АЭС (Россия), а также на болгарской АЭС «Козлодуй» и на других площадках. Все опробовано и испытано, мы ничего не начинаем с нуля. Референтный блок для 1-го базового варианта Технического предложения строительства АЭС «Белене» – 4-й энергоблок Балаковской АЭС в России. Эта станция одна из лучших в нашей стране по всем показателям, начиная с экономики и заканчивая экологией, обеспечением безопасности эксплуатации.

Другое дело, мы на месте не стоим, и блоки АЭС «Белене» будут отличаться от референтных. В проект мы добавим новые разработки, направленные на повышение уровня безопасности. Проект для «Белене» будет улучшенным, более современным. В нем мы предлагаем применить целый ряд дополнительных систем безопасности. Подчеркиваю: эти системы не заменяют функции старых систем безопасности, они только улучшают. В некоторых системах вводится дублирование, что позволяет повысить уровень безопасности на два порядка. Приходится слышать, что это лишнее, что такая многократная перестраховка не нужна, что есть отработанный вариант проекта, и ему нужно следовать. Мы так не считаем. Безопасности и надежности «слишком много» не бывает. Тем более для объектов, которые будут эксплуатироваться еще 60 лет. Понятно, что они должны отвечать не только требованиям сегодняшнего дня, но и требованиям будущих десятилетий.

Системы безопасности, которые мы предполагаем заложить в проект АЭС «Белене», внедрены на Балаковской АЭС и на третьем блоке Калининской АЭС, установлены на строящихся станциях в Бушере (Иран) и Куданкуламе (Индия). Все они прошли соответствующие экспертизы.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих дополнительных системах.  Что они из себя представляют?

– Спектр широк, но можно выделить основные части. Прежде всего, нужно сказать, что в проекте применена функциональная разнопринципность в системах, выполняющих каждую отдельную функцию безопасности. Применены взаиморезервирующие системы активного и пассивного принципов действия.

К первой части относятся модернизированные системы аварийного расхолаживания парогенераторов и система продувки их; аварийного и пассивного расхолаживания 1-го контура и системы охлаждения бассейна выдержки; новая автоматическая система управления технологическим процессом.

Ко второй части относятся пассивные системы безопасности, в частности: система пассивного отвода тепла, гидроаккумуляторы 2-й ступени аварийности охлаждения реактора; устройство локализации расплава активной зоны («ловушка») и т. д.

Применение этих систем позволяет защитить АЭС от ошибочных действий персонала при возникновении ряда проектных аварий.

Вся реакторная установка укрыта двойной защитной оболочкой с вентилируемым межоболочным пространством. Ее герметичность служит дополнительным барьером, препятствующим выходу радиоактивных продуктов. Оболочка предназначена и для защиты от возможных внешних воздействий: землетрясений, наводнений, взрывов и даже от падения самолета на реактор. Она, к примеру, выдержит ураган со скоростью ветра 56 м/с, который, по расчетам, может возникать раз в 10 тысяч лет.

– Есть момент, который вызывает особые опасения: площадка для АЭС «Белене» расположена в сейсмоопасном районе. Насколько надежно будет защищена станция от подземных толчков? 

– Главное, что расчеты подтвердили возможность размещения нашего проекта на этой площадке. Изучив обширную базу данных о сейсмических особенностях местности, мы рассчитали цифру – 8 баллов МРЗ по шкале MSR-64. Цифра будет заложена в проекте, и мы осуществим ряд необходимых мероприятий, которые не позволят землетрясению такой мощности привести к аварийной ситуации на АЭС.

– Как проводятся эти расчеты, насколько они точны?

– Изучается история местности, анализируется состояние земной коры, делаются прогнозы на будущее. Проводится колоссальный объем инженерных изысканий, и только на базе этих данных выводится та или иная цифра. На станции, расположенной в сейсмоопасной зоне, укрепляется соответствующим образом фундамент и определенные места, нагрузка на которые может привести к тем или иным повреждениям. Заложили 8 баллов МРЗ – значит, под эту цифру готовится целый пласт технических мероприятий в проекте. Опыт проектирования и строительства таких станций в России достаточно большой.

Хочу подчеркнуть, что мы всего лишь подготовили техническое предложение о строительстве АЭС «Белене». Если дело дойдет до проектирования, то будут проведены еще более глубокие расчеты. А до того еще раз будет собрано огромное количество информации  – это сделаем мы сами, или информацию нам предоставят болгарские специалисты. Готовый проект для АЭС «Белене» будет отдан на экспертизу.

– Не получится ли так, что пока согласовывается и строится АЭС «Белене» по российскому проекту, она станет уже «вчерашним днем», и будут актуальны другие новые станции, например, те, для которых сейчас в России разрабатывается проект «АЭС-2006»?

– Видите, как нелогично все получается. Наш проект, который может быть представлен согласно российскому техническому предложению по сооружению АЭС «Белене», называют то слишком новым, то слишком старым. На самом деле это современный проект, опробованный и испытанный, с большим запасом на будущее. Мы получили задание проанализировать все, что было создано ранее, и подготовить техническое задание на разработку нового проекта. В случае если мы будем выполнять проект АЭС «Белене» и на этот момент будут готовы новые проектные решения, то по решению Заказчика мы сможем их включить в проект АЭС «Белене».

– Хорошо. Допустим, атомная энергетика – действительно выгодный и безопасный вариант на будущее. Но радиоактивные отходы – сколько их накопится в том самом будущем?

– Развитие атомной энергетики подразумевает и развитие сопровождающих ее элементов на всех этапах жизненного цикла. В последнее время активизировалось строительство АЭС, и тут же на рынке  появились новое оборудование и технологии для обращения с радиоактивными отходами и топливом. Взять даже последние два года – чуть ли не каждый квартал поступает та или иная информация о различных предприятиях, которые предлагают оборудование по переработке (сжиганию и т. д.) радиоактивных отходов. Уверен,  что и эта проблема будет решена.

– Вернемся к «Белене». Чешская «Шкода» тоже обещает построить безопасную станцию, почему вы считаете, что предпочтение следует отдать российскому предложению?

– Основываясь на имеющейся у нас информации (она может быть не полной), могу сказать, что «Шкода» предлагает для АЭС «Белене» проект АЭС «Темелин» с учетом выполненной за последние годы модернизации АЭС ВВЭР-1000 по проекту У-87. То есть это проект, по которому построены и эксплуатируются все наши блоки ВВЭР-1000.

На мой взгляд, чешское предложение уступает по уровню предлагаемых нами Технических решений в части  безопасности и эксплуатационных характеристик. В нашем Техническом предложении учтено все, что было выполнено при модернизации действующих блоков ВВЭР-1000 (АЭС «Козлодуй», АЭС «Темелин» и российские АЭС), плюс проведены дополнительные технические мероприятия, о которых я упомянул выше.

В настоящее время Россия обладает большим опытом строительства АЭС, имеет на вооружении мощный научный, проектный и эксплуатационный потенциал. Опыт эксплуатации АЭС ВВЭР-1000 достаточно убедительно показывает правильность наших проектных решений.

Газета «Дневник», Болгария, июль 2006 года

АтомСтройЭкспорт ©, 2006. Все права защищены. Контактная информация... Разработка сайта: ArtStyleGroup